На вопрос, какого цвета бывает ювелирное золото, большинство из нас ответит: белого или желтого...
Помимо человеческих жертвоприношений чибча-муисков, такими актами славились инки. Нет, были,...
Узнать, откуда произошли названия тех или иных стран, городов и прочих населенных пунктов,...
На вопрос о «словарной собственности» вполне можно ответить: «Думать мне больше не о чем. Без того забот полон рот. Довольно, что я понимаю всех. И меня тоже понимают».
Однако если на планерке шеф несправедливо критикует, родная семья всё неправильно делает, а вы, «набрав в рот воды», не в состоянии возразить и отстоять свою правоту, задуматься о красноречии самое время.
Озаботившись пополнением «родного» словарного запаса, в первую очередь стоит «вытравить» оттуда слова-паразиты. Типа того… Эт самое… Прикинь… Ёшкин кот… Ученые-филологи выделили около сотни «паразитов», наиболее часто встречающиеся в нашей речи.
Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.
Активный – включает слова, которые используются в устной речи и письме.
В пассивном запасе у человека слова, которые он узнаёт при чтении и на слух, но не использует их в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.
На чей словарный запас стоит ориентироваться, если у вас есть желание легко находить общий язык с людьми и без проблем отстаивать собственное мнение? «Тридцатисловник» Эллочки-людоедки явно не подойдет. 300 слов, бытовавших в обиходе племени Мумбо-Юмбо, – тоже вариант неподходящий. Наилучший выход – чтение хорошей литературы.
По расчетам исследователей, в словаре у Шекспира – 12 тысяч слов, у Пушкина – 30 тысяч, у Толстого – более 40 тысяч слов. Однако столь богатый словарный запас не мешал великим авторам стремиться еще больше его пополнить. К примеру, Александр Сергеевич любил себя обогащать чтением Дидро, Руссо, Карамзина и Жуковского. Лев Николаевич читал Герцена и Белинского.
Для пополнения словарного запаса в веке XXI-м прекрасно подойдут классические проза и поэзия. Разумеется, каждый выберет сам, в чьи творения погрузиться. Я вот, дочитав «Севастопольские рассказы» Толстого, принялась за «Гамлета» в переводе Пастернака. С новинками современной литературы знакомлюсь постоянно, Что-то нравится, что-то – нет. Однако для обогащения языка пользуюсь только классикой. Необыкновенно трудно у современных авторов найти что-нибудь подходящее, а время дорого.
Кроме чтения, ученые для пополнения словарного запаса рекомендуют учить наизусть стихи, штудировать энциклопедии со словарями и даже разгадывать кроссворды.
Появившемуся на свет малышу никакого нет дела до того, что вы заняты стиркой и кормлением. Он хочет, чтобы вы с ним постоянно говорили, играли, пели ему песни. Особенно колыбельные перед сном. Где-то с года, а может, и раньше ребенок хорошо воспримет потешки («Сорока-ворона…», «Водичка-водичка, умой мое личико…»).
Ну, а дальше – сказки и только сказки. Мне дедушка рассказывал «Волк и семеро козлят» и «Мальчик с пальчик» в собственной интерпретации. Еще он читал мне сказки Пушкина, стихи Чуковского, Михалкова, Барто. Своим сыновьям, когда они были дошкольниками, я читала тоже самое. Жаль только, что из всех дедушкиных вариантов «Волка и семеро козлят» мне запомнился лишь один…
…По мнению ученых-филологов, ребенок с хорошо развитой речью будет прекрасно учиться в школе. «Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как», – считал Лев Толстой.